Деятельность и преживание
По мотивам теории Василюка
Одни люди живут, чтобы работать, другие работают, чтобы жить. Одни люди работают на репутацию, у других репутация работает на них.
Когда между двумя переменными есть связь (например, если точка точно находится на окружности и сумма квадратов координат равна единице), не всегда понятно, какую из них принять за независимую. Если речь идет о небольших кусочках окружности, то, кроме нескольких особых точек, выбирать можно любую.
Мое активное знакомство с психологией сознания и переживания Ф.Е. Василюка подходит к концу. Во всяком случае эта теория перестает ломать мой мозг. В ней Федор Ефимович к Леонтьевской деятельности прикручивает новую категорию (понятие о переживание), обосновывая это тем, что в критической жизненной ситуации потери смысла жизни не существует никакого преобразования предметной действительности, способной человека из нее вывести. В попытках понять о чем речь, родилась аналогия со стереографическим проецирований окружности на прямую.
Такая проекция вещь совсем несложная. Выбирается полюс (например N) и прямую, не проходящую через него. Для определенности она может быть касательной в диаметрально противоположенной точке. Чтобы получить образ (например точки A), нужно спустить ее вдоль луча NA до пересечения с выбранной прямой (A_2). Спроецировать можно всю окружность, кроме одной точки -- того самого выбранного полюса. Сам полюс можно взять и другой (например S)
Человек и общество несомненно связаны. Если держать в фокусе внимания общество, то получается теория деятельности. Через нее можно смотреть решительно на все, за исключением точки экзистенциального выбора, в котором человек принципиально одинок. Нельзя понять как делать выбор с какой стороны железного занавеса быть. Нельзя вдруг проснуться и обнаружить, что вокруг какие-то непонятные гуманоиды и тебе как-то придется находить с ними язык.
С другой стороны, можно быть клиентоцентрированным и быть способным увидеть все, кроме тотальной общественной детерминации. Нельзя заметить, что родись ты на 30 лет раньше или позже, твоя жизнь и ты сам были бы радикально иными, и в этом ты не свободен. В ней нельзя, например, понять как условно цивилизованное общество само порождает терроризм. Не в смысле теории заговора, а в том неуловимом диалектическом, в котором вся картина при стереографическом проецировании определяется не богатством замечаемого, а той единственной точкой, которая осталась за кадром.
Василюк решает задачу совмещения двух точек зрения и делает это весьма неэкономичным образом: он берет обе прямые как оси координат и получает плоскость. С одной стороны это дает возможность выстроить онтологию жизненных миров, с другой, радикально увеличивает размерность и открывает простор для неоднозначностей. Во всяком случае участие в психотерапии, особенно в клиентской позиции, это одновременно и переживание, и деятельность.
Вот такой вот способ интеграции отечественной и Роджерианской школ. А еще, если я правильно понимаю, он был человеком верующим. Добавляя к этим двум категориям молитву, он констатирует: "деятельность, переживание, молитва -- три самобытных, незаместимых, не сводимых друг к другу типа активности, исчерпывающих собою весь экзистенциальный горизонт человеческой жизни". Если теория это телескоп, с которым можно смотреть на звезды, то для понимающей терапии я кажется подобрал для себя окуляр.
Я понимаю, что это все мое сугубо субъективное IMHO.