Система эмоций

Может ли она быть полной

Эмоции не есть что-то чисто телесное. За ними всегда стоит что-то теоретическое, вырабатываемое процессе социального взаимодействия.

Проще всего это увидеть на примере отвращения. Гримаса, появляющаяся на лице, когда к носу подносят что-то дурно пахнущее, вполне узнаваема. За ней стоит идея обмена организма со средой. Обмен со средой бывает и ментальный. Можно написать или сказать, можно что-то прочитать или услышать. Проникаясь идеей ментального метаболизма, можно заметить, что он начинает восприниматься не просто как абстрактная теория. Во всяком случае при попытке прочитать что-нибудь про феминизм и экстрасенсорные способности на лице узнаваемая гримаса проступать начинает. Более того, такая же гримаса может начать проявляться и при попытках повести рассуждение в сторону чего-то саморазрушительного. Выходит, что всей тушкой можно не только чувствовать, но и думать. И это не про то, что наружу выходит какое-то эхо внутренней активности. Самонаблюдение есть неотъемлемая часть процесса. Оно идет в том числе и за счет этих второстепенных на первый взгляд признаков. Более того, наработка телесной осознанности есть не что иное, как осознавание этого процесса.

В процессе обучения гештальт-подходу усвоение словарика эмоций занимает полгода-год и неразрывно связано с усвоением теоретических конструктов, воспринимаемых сообществом как некоторое общее место. И вот в начале второй ступени, совпавшим для меня со знакомством с другими школами, стройная система вдруг потеряла свою элегантность. В нее хочется что-то добавить. Ощущение фрустрации. В основополагающем эксперименте на эту тему Баркер, Дембо и Левин в первый день давали детям поиграть полчаса с обычными игрушками, а на следующий открывали на 15 минут доступ в ранее закрытую часть комнаты с более привлекательными, а после опять перекрывали без объяснения причин, сделав так, чтобы ребенок видел новые игрушки, но играть мог только со старыми. В эксперименте было установлено, что в таком состоянии происходит регрессия поведения (уменьшение сложности игры). Вот что чувствует ребенок в этот момент? Всякие там стыд, вина, обида, грусть, досада это что-то не то. Чистая незамутненная фрустрация.